Прокурор разъясняет

Многие граждане когда-либо сталкивался с нарушением своих прав, нуждались в правовых разъяснениях, оказании квалифицированной юридической помощи.
Как театр начинается с вешалки, так и прокуратура начинает свою работу с личного приема граждан, рассмотрения их обращений, принятия необходимых мер реагирования при выявлении нарушений.
О том, в каком порядке рассматриваются обращения граждан в прокуратуре, как попасть на личный прием к прокурору, какие новые возможности открылись в связи с развитием информационно-коммуникационных технологий.
Как подать обращение в прокуратуру?
В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 обратиться в органы прокуратуры можно как письменно, так и устно.
Закон предъявляет несколько требований к содержанию письменного обращения.
В письменном заявлении (жалобе) необходимо указать:
1) наименование органа прокуратуры, куда подается заявление, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица или его должность.
2) свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии);
3) почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресации обращения;
4) суть вопроса, а также сведения, достаточные для разрешения обращения. Эта часть обычно вызывает больше всего вопросов «Что именно писать? Как писать?». Все просто – проблема излагается в свободной форме.
В жалобе целесообразно указать, в чем заключается нарушение прав и свобод или законных интересов ваших либо других лиц, о восстановлении или защите которых просит заявитель, привести обстоятельства нарушения законодательства, недостатки в работе органов власти и их должностных лиц, о которых вы сообщаете.
Необходимо помнить, что органы прокуратуры не разрешают сообщения о преступлениях. Если в прокуратуру поступают такие сообщений, то они передаются в орган, уполномоченный на их рассмотрение.
5) проставить личную подпись и дату обращения
Письменные обращения можно направить через почту (простой, заказной корреспонденцией), а также принести обращение непосредственно в прокуратуру, передав его работнику канцелярии либо оставив в ящике для обращений. Такие ящики установлены в каждой прокуратуре.
Для тех, кто имеет доступ к сети «Интернет», есть возможность удаленного обращения в органы прокуратуры. Это возможно сделать через портал госуслуг, а также через Единый Портал Прокуратуры.
Бывает так, что в обращении отсутствует информация о месте обжалуемого действия, чьи действия или решения обжалуются и другие сведения, необходимые для разрешения жалобы по существу.
Поэтому такие обращения возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные. После чего жалоба будет рассмотрена в установленном порядке.
Как попасть на личный прием?
В каждой прокуратуре имеется утвержденный график личного приема. Узнать дату и время приема работниками той или иной прокуратуры можно непосредственно в самой прокуратуре.
Гражданину, пришедшему на прием, нужно подтвердить свою личность, предъявив паспорт.
Как санитарно-эпидемиологическая ситуация повлияла на личный прием и работу в обращениями?
Необходимость соблюдать санитарно-эпидемиологические правила повлекли перестройку в работе. Но возможности обращения к прокурору не урезаны, а напротив, расширены. Это сделано для того, чтобы в сложившихся условиях каждый гражданин мог своевременно получить прокурорскую помощь.
Помимо вышеназванных форм обращения активно ведется прием граждан с использованием возможностей сети «Интернет».
Для того, чтобы попасть на прием в таком виде, ссылки и QR коды на контакты той или иной районной прокуратуры имеются непосредственно при входе в нее.
Какие еще есть возможности у граждан донести свою позицию?
С 2013 в органах прокуратуры области постоянно действует мобильная приемная. Прокурор области, его заместители, начальники подразделений выезжают в отдаленные территории и там проводят личный прием.
Информация о времени и дате приема заблаговременно печатается в местных СМИ, размещается на сайтах местных администраций и размещается непосредственно в прокуратуре, в которой планируется мероприятие.
Еще одной популярной практикой диалога прокурора с населением являются прямые линии. Общение в таком ОРМАТЕ проводится как самостоятельно, так и совместно с районными администрациями, другими структурами.
Также существует такая форма, как тематические приемы. Например, ежегодно в ноябре проводится Всероссийская акция «День правовой помощи детям». Нынешний год также не станет исключением: 20 ноября во всех прокуратурах будет проводиться прием граждан по вопросам защиты и соблюдения прав детей.
Нужно ли прикладывать к жалобе подтверждающие документы?
Такой обязанности у гражданина нет. Но если он желает приложить документы в обоснование своей позиции, он вправе это сделать.
Такие материалы могут быть приложены как в письменном виде, так и в электронной форме.
При этом есть важный момент. Иногда заявитель пишет обращение, к нему прикладывает аудиозапись, видеозапись, либо указывает ссылку на контент интернет-сайтов. Такие обращения рассматриваются только при изложении заявителем сути жалобы и сути того, что находится в приложенной записи, или в информации по ссылке.
Какие сроки, порядок рассмотрения обращений в прокуратуре?
Любое обращение регистрируется в органах прокуратуры в течение 3-х дней.
Если обращение не относится к компетенции органов прокуратуры, то в другой орган оно должно быть направлено в течение 7 дней.
Предельный срок проведение проверки по обращению 30 дней.
Только в исключительных случаях срок проверки может быть продлен еще до 30 дней, но это только тогда, когда в рамках проверки привлекаются специалисты, эксперты в разных сферах и по объективным причинам в течение 30 дней нет возможности решить проблему гражданина и юридического лица.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2020 № 1042, вступившим в законную силу 01.08.2020, внесены изменения, касающиеся особенностей реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Программа «Обеспечение доступным и комфортным жильём» предусматривает компенсации для молодых семей с детьми в размере 35 % от стоимости квартиры, без детей – 30%. При этом супруги не должны быть старше 35 лет. Приоритетное право на помощь имеют многодетные семьи.
Согласно поправкам молодые семьи, участвующие в программе обеспечения доступным жильем, теперь могут направлять социальные выплаты на покупку квартир комфорткласса. Ранее такие выплаты можно было направить на покупку жилья только экономкласса.
Кроме того, установлено, что социальные выплаты могут использоваться также для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита на уплату цены договора участия в долевом строительстве, на уплату цены договора уступки прав требований по такому договору, рефинансирование ипотечного кредита.